© 2015  

«Маленькие Творческие Мастерские».

Сайт создан на Wix.com

  • Вконтакте B App Icon
  • livejournal.png
  • Значок приложения Facebook

Ул. 2-ая Песчаная, 3, Москва,  125252, Россия

maltvormast@gmail.com

Звезда и смерть

Хоакина Мурьеты

 

история легенды

      В начале был просто Хоакин Мурьета – разбойник и авантюрист. Потом он превратился в легендарного чилийского героя, борца с несправедливостью. Столь легендарного, что пожалуй только имя его не вызывало споров. Собственно, даже не известно было, чилиец ли он…или мексиканец… был ли он вообще… Реальный человек умер в мифе о себе.

      Затем народная легенда стала литературой, окончательно узаконив вымысел. Сделал это великий чилиец Пабло Неруда в 1967 году. Его пьеса «Сияние и смерь Хоакина Мурьеты» – мистерия, кантата, трагикомедия, пантомима, где помимо драматических актеров действуют солисты и хор – в 1971 году была переведена на русский язык. Пафос революционной романтики нерудовского Хоакина весьма полюбился советскому человеку и советско-чилийской дипломатии.

     В год 1976 один литовский режиссер Гедрюс Мацкявичус, придумавший ни на что не похожий театр пластической драмы, нашел пьесу Пабло Неруды и поставил в Москве со своими молодыми актерами спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» … Хотя с этого момента правильней рассказывать другую историю. Историю одного театра, который ни на что не был похож и был столь очарователен, что спустя годы многие с трудом верили, что он был на самом деле…

      Хоакин не был первой постановкой театра Гедрюса. К тому времени самодеятельная студия при Курчатовском институте, какое-те время просуществовав на любительской основе, начинала приобретать черты профессионального театра.       Метод Мацкявичюса не был ни пантомимой, ни хореографией, хотя активно заимствовал элементы и того, и другого. В основание его было положено молчание – не принципиальное табуирование вербальности, а то творческое состояние, когда звучащее слово теряет художественный смысл; когда музыка пластического языка достигает самой сущности образа, вещи, события, эмоции. Пластический театр молчал, но безмолвие его было красноречиво. Сами сюжеты спектаклей исключали всякую возможность говорения: искусство и судьба Микеланджело, абстрактная живопись Кандинского и экспрессионизм Петрова-Водкина.   

      Сценическая версия легенды о Хоакине имела в бутафорском арсенале три предмета: хлеб, ружье и мертвую птицу. Лаконичные декорации Петра Сапегина: задник, имитирующий стену из парусов и универсальные мобильные конструкции – «решетки», при желании создающие условность любого места действия, от корабля до кладбища. Все остальное рождали актеры – из своих тел.

      Чилийский романтический космос создавался на глазах зрителя в галерее ярких пластических решений, как сольных и дуэтных, так групповых и массовых. Легендарный «скач» чилийской кавалькады, придуманный Гедрюсом стал впоследствии главным объектом всеобщего цитирования и плагиата, однако точно повторить его не удавалось никому. Танцу «куэка» актеров учили чилийские студенты. Специально для трехминутной сцены казни Хоакина  Мацкявичюс проштудировал трехтомник «История инквизиции» 1910 г. Лексику и жанровое своеобразие спектакля сложно описать в двух словах. Гротеск и трагикомедия, пантомима и пластическая мистерия, драма архетипов и людей из народа – спектакль был способен достучаться до всякого зрителя. Главное, что подкупало публику – магнетизм молчащих актеров, рассказывающих легенду о борьбе с безликим злом и печальной и благородной судьбе. 

     История героя, убитого американскими эксплуататорами, рассказанная Театром Пластической Драмы Гедрюса Мацкявичюса, стала одной из вех не только в его биографии. Это был знак эпохи. Не имея широкой медийной огласки, театр стал популярным до неприличия, уступая разве что любимовской Таганке.        

      Сегодня от театра Гедрюса остались только яркие воспоминания и множество талантливых учеников, которые сами стали педагогами и режиссерами.

Но в нынешнем году – наследники и хранители тайного метода – Владимир Ананьев, Анатолий Бочаров и Сергей Лобанков – взялись возродить «Легенду о Хоакине».       Восстановленная и обновленная версия легендарного спектакля вновь увидит свет рампы. Маленькие Творческие Мастерские, теснейшим образом связанные с Театром Пластичекой Драмы Гедрюса Мацкавичюса, приветствуют отчаянную инициативу и с большой надеждой ожидают премьеры 18 мая. 

1/1